Аудиторский бизнес

История аудиторского бизнеса в РФ насчитывает всего 25 лет.

В советской России не существовало самого понятия аудита, а первая такая фирма была создана только в 1989 г. В дальнейшем было принято несколько федеральных законов, регламентировавших аудиторскую деятельность и обеспечивающих активное развитие этой сферы. На сегодняшний день данные статистики свидетельствуют об уменьшении численности аудиторов и аудиторских фирм. Это, скорее всего, является результатом хорошо спланированного государством движения, в результате которого на рынке должно остаться только одно СРО. Именно государство является крупнейшим собственником, регулятором и инвестором на рынке, поэтому его стремление определять правила игры на рынке аудита вполне обосновано, ведь аудиторы должны всегда работать в интересах инвесторов и собственников.

Проблемы аудита

проблемы аудиторов

Специалисты выделяют несколько наиболее характерных для современного аудита проблем:

  1. Уменьшение количества специалистов. Процедура аттестации довольно сложная и пройти ее удается не многим. На сегодняшний день количество аттестованных аудиторов не превышает 22 тысяч, а максимальный показатель ранее составлял 37,5 тыс.
  2. Общая экономическая ситуация. Аудит испытывает те же трудности, что и другие отрасли – некоторые фирмы закрываются, уменьшается количество клиентов, падает выручка.
  3. Кроме саморегулирования, рынок аудита в значительной мере контролируется государством для достижения определенных задач и целей.
  4. Преобладающее количество больших и средних аудиторских фирм сосредоточены в столице и центральных регионах, что не способствует развитию отрасли.
  5. Демпинг, который имеет место в сферах, связанных с госзакупками. Однако, искусственно заниженные цены не позволяют оказывать действительно высококачественные услуги клиенту.

Еще одна тенденция – исчезновение небольших фирм и укрупнение аудита.

Маленькие компании полностью уйдут с рынка или присоединятся к более крупным. Большую роль в развитии несомненно будет играть интеграция отечественного аудита в мировой аудит, что поспособствует улучшению качества услуг, поднимет стандарты на международный уровень.

На перспективу аудит должен стать не только классической проверкой бухотчетов, но и предоставлять прогнозы развития предприятиям разного уровня – крупным корпорациям, среднему бизнесу и малым предприятиям, производящим, например, брикеты для бани.